Образованный в 1999 году франко-японский автомобильный альянс Renault-Nissan-Mitsubishi контролирует работу десятка брендов, начиная с Renault и Nissan и заканчивая Lada. Количество сотрудников — 450 тысяч. В 2017 году группа продала 10,6 миллиона автомобилей, чем заслужила звание ведущего мирового объединения по изготовлению легковых транспортных средств.
Последние месяцы экономика партнёров альянса испытывает трудности. Очевидно, именно этим на фоне масштабного воздействия Covid-19 объясняется принятие нового бизнес-плана, меняющего схему объединения капитала на «раздел мира по зонам влияния».
27 мая 2020 года руководителями трёх компаний группы представлена новая кооперативная бизнес-модель стратегии развития. Она направлена на сокращение затрат по разработке новых автомобилей, увеличение уровня прибыли, повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий. Альянс заявил, что будет концентрироваться на эффективности и конкурентоспособности, а не на объёмах выпуска автомобилей.
Средством достижения поставленной цели избрано разделение мировой территории на зоны лидирующего влияния каждой из трёх компаний:
- Лидером для Китая, Северной Америки и Японии назначен Nissan.
- Для Renault подведомственными станут Европа с Россией, Южная Америка и Северная Африка.
- Влияние Mitsubishi закреплено за десятью странами Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Океанией, Австралией и Новой Зеландией.
Компания, не являющаяся в конкретной местности лидером, получает статус «последователя» (по другим документам – «аналога»).
Разделение производителей по территориям на лидеров и «последователей» не означает, что последние обязаны покинуть чужие рынки (хотя это не исключено). Важно другое — модели, выпускаемые на этих землях, будут строиться на платформах и кузовах «лидера». В экономических отношениях планируется полная поддержка лидером «последователей», а также ответная помощь и взаимосотрудничество.
Известно, что Nissan существенно сократит объёмы деятельности в Европе, а Renault выйдет из Китая. Действующей платформой в Латинской Америке станет одна вместо четырёх имеющихся сегодня.
К 2025 году планируется довести объём производства изделий по схеме «лидер-последователь» до 50 %. Ожидается, что эта схема существенно углубит унификацию выпускаемых моделей и сократит затраты на разработку новых транспортных средств на 40 %.
Одновременно с территориальным установлено и технологическое лидерство. Разработку кроссоверов класса В для всех компаний будет вести Renault, а класса С — Nissan. При этом «последователи» будут лишь адаптировать разработки лидеров к своим моделям.
Nissan будет отвечать за развитие беспилотных ТС, силовых систем электромобилей, коммуникаций «авто-инфраструктура» в Китае. За Renault закрепляются коммуникации в ОС Android в Европе, электроника и электрика E-body. Приоритетами Митсубиши станут подзаряжаемые гибриды PHEV на платформе CMF-C/D (компактные и среднеразмерные).
Все эти изменения означают, что каждая из трёх компаний получает свои площадки приоритетного развития, а также секторы технологий, за которые будет отвечать перед остальными участниками партнёрства.
Достоверных сведений о том, сколько и где будет закрыто предприятий альянса, пока нет. Нет также данных об изменениях, ожидаемых в связи с новой стратегией, в России. Сообщается лишь о прекращении в 2020 году производства на «АвтоВазе» обеих моделей Datsun (принадлежит Nissan), популярных в нашей стране из-за доступной цены (немногим более 500 тысяч рублей).